суббота, 19 апреля 2008 г.

О стилях, школах и направлениях в акваскейпинге

В продолжение темы "стили в акваскейпинге" несколько мыслей  вслух.
Не стоит перемешивать слова и понятия: «стиль», «жанр», «школа», «направления»...
  • В истории искусства словом «стиль» обозначают определенные периоды (и временные и исторические), т.е. этапы в развитии искусства, когда проявляется единая система художественных приемов, заметных и ощутимых в разных видах искусства. Иногда понятие «стиль» употребляют и для обозначения особенностей искусства определенной страны или яркого художника, читай Мастера. Например, можно говорить об устойчивых (стилистических) признаках греко-римской или китайской культур, а также о стиле Рембрандта или того же Малевича. Стиль большого художника рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. (про живописные школы я не говорю, как пример - школа русской иконописи Рублева, школы импрессионизма Жоржа Сера или Клода Моне, школа Кандинского). Тоже самое происходит и с аквакультурой, если, конечно рассматривать «пейзаж» в аквариуме или смотреть на аквариум, как на подводный сад.

  • Далее, отдельные стили вполне могут развиваться одновременно и даже проникать друг в друга. Это происходило и происходит в живописи (чаще всего перемешивались, вернее, взаимопроникали друг в друга реалистический стиль и стиль модерн). Эта «диффузия» - естественный процесс развития любого вида искусства. Но та область искусства, где концентрация деятелей (художников, архитекторов или скейперов) в определенный момент времени больше – там и происходит быстрая смена направлений, потому как там происходит интенсивный творческий поиск. Это мы наблюдаем сейчас в акваскейпинге, сегодня и буквально на наших глазах формируются школы и направления.
  • Как мне кажется, к подводному саду применимы два стиля: регулярный и пейзажный.
    Регулярный – это голландский аквариум только, пейзажный – все остальное, т.е. и Природный аквариум Т. Амано и Естественный примитив, описанный и отпиаренный Д. Вальстад и коллекционно-розеточно-медленный «московский аквариум» и тайваньский и немецкий и около-дзен-бонсай-ваби-кусавский ;)
    Таких школ, т.е. направлений развития может быть очень много. «Амано-стиль» – это и есть направление Амано, популяризировавшего Пейзажный стиль.
PS В 18-веке Жак Делиль, поклонник пейзажных, естественных садов, написал поэму «Сады». Вот несколько цитат из этого произведения. Думаю, это очень "к месту" ;) 
..Есть два лишь способа преображать природу:
Один – рассчитанностью линий покорять,
Другой – нежданными картинами пленять....

...Нельзя на маленьком пространстве,
В узкой рамке, все сразу поместить – беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех....

...Бывали времена, когда терзали землю,
Старались, красоту природы не приемля,
Овраги выровнять, холмы и рощи срыть,
В площадку гладкую всю местность превратить.

Теперь – наоборот! Исполнены отваги,
Пригорки делают и роют там овраги,
Где не бывало их и быть не надлежит;
Хотят создать рельеф и живописный вид.
Но не изобразить им ни холма, ни лога:
Все это выглядит комично и убого.

...Переиначишь все рассудку вопреки,
Неподходящие соединишь куски,
- Хоть все в отдельности и создано искусно –
Знай, будет целое нелепо и безвкусно....

...Но исправлять пейзаж по мелочам нельзя,
И украшательство – бесплодная стезя.
Ведь сколь грустны сады, где клумбы – как заплаты,
Где все расчерчено на ровные квадраты,
Где каждый маленький зеленый уголок
Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
Где нет ни дерева без выстриженной ветки
И одинаковы, как близнецы, беседки
Где разлинованы тропинки как чертеж,
И где источника без вазы не найдешь,
Где вместо тополей – шары и пирамиды,
Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
И всюду пастушки из мрамора стоят…

...Другой всё сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну...

вторник, 15 апреля 2008 г.

Стили в акваскейпинге


  • С точки зрения акваскейперов во главе стилей в настоящее время стоит Природный стиль - Nature Aquarium Style, т.е. стиль Такаши Амано, который создал и популяризировал этот стиль через свои книги и многочисленные фотографии. Многие акваскейперы вдохновляются работами Мастера и стараются творить в этом ключе. Этот стиль основан на попытке имитации наземных пейзажей, вернее, их элементов. Многие подходы упрощены, но это не умаляет очарования этого стиля –аквариум в стиле Nature Aquarium такой же умиротворяющий и цельный, как и наземный пейзаж.

  • Второй стиль – Голландский аквариум - Dutch Style. Это один из старейших стилей и, несомненно, один из наиболее сложно организованных. Он основан на создании плотных групп грамотно подстриженных водных растений, ограниченные в четко регламентированные зоны. Основа этого устройства – принцип Золотого сечения или Правило третей, подчеркивание глубины аквариума, противопоставление фактур и цвета. Сейчас редко встречаются аквариумы, построенные согласно всем правилам. На днях в Нидерландах прошел конкурс VVV, где можно было посмотреть новые работы в этом стиле. Вот одна из них.


  • Следующий стиль - Немецкий открытый стиль - German Style (Open Style). Этот стиль более известен как гармоничное сочетание подводной части растительного мира и его надводной (emersed) части, т.е это палюдариум. Этот стиль воссоздает либо природный биотоп, либо создает такой компилированный кусочек природы, будь это береговая линия джунглей Амазонки или срез малайской речушки.



Автор этого аквариума  - голландский  физиолог растений PJ Magnin (PJAN)


  • Идем далее, Дзен Сад - Zen Garden. В стиле «дзен сада» основное внимание уделяется созданию изящных, я бы даже сказала, смысловых композиций с водными растениями и \или с элементами хардскейпа (корягами, камнями). Целью это скейпа является создание такой композиции, которая бы излучала волны спокойствия и умиротворения, и наблюдая этот скейп, зритель постигал равновесие этого мира, свою связь с окружающей средой. Вдохновение в создании такого аквариума естественно черпается у бонсай и примеров китайский садов камней . В дзэн аквариуме подчеркивается соподчиненность объектов подводного сада. Структура этого скейпа продиктованна эстетическим правилам и представлениям дзен буддизма. Например, расположение и количество камней, сама форма камней, форма и количество коряг, количество применяемых растений, видов рыб. ( Правило 3-камней - Ивагуми (Iwagumi) - часть этого стиля.) Иногда в аквариумах с «дзен садом» вообще нет растений, их место занимают мхи или же просто песок, символизирующий небо.


  • Тайваньский стиль - Taiwanese Style. Этот очень неординарный стиль в настоящее время находится в тени и мы не часто встречаем его в работах акваскейперов. Можно сказать, что стиль этот почти утерян. С одной стороны он опирается на голландскую школу, в нем есть и признаки дзен садов и амановского природного стиля, но есть и яркие, узнаваемые отличия. Это устройство высоких террас, подчеркивающих глубину и помещение в подводный ландшафт маленьких сооружений, небольших фигурок. Цель этого скейпа - создание полной имитации живого, наземного пейзажа.


  • Ваби-куса стиль - Wabi-Kusa Style. Это еще один стиль, корни которого уходят в японскую землю, в Ваби-куса стиле основное внимание уделяется созданию подводного и надводного сада. Но это не тоже самое, что палюдариум. Представьте себе бонсай и его возможную подводную часть. Растения для этого стиля могут выращиваться отдельно и затем они вместе помещаются в одну емкость с водой. Многие дизайнеры, работающие в этом стиле создают подобие Острова растений, окруженного открытой водой. Эта конструкция просматривается со всех 4-х сторон.


  • Естественный стиль - El Natural Style эколога Дианы Вальстад. Этот стиль резко отличается от всех перечисленных стилей. В устройстве такого аквариума большую роль играет наличие естественного солнечного света, создание почвенных смесей для субстрата. Этот аквариум менее зависим от техники, чем аквариум в Природном стиле, да и вообще в любом другом. Здесь нет фильтра, не вносятся жидкие удобрения, это аквариумы естественного баланса «рыбы-растения». Аквариумы в таком стиле не участвуют в конкурсах аква-дизайна, но многие аквариумисты предпочитают другим, более технически усложненным аквариумным системам, именно этот, как наиболее приближенный к естественным условиям растительный аквариум.

понедельник, 7 апреля 2008 г.

Сальвиния ушковидная. Salvinia auriculata



Один из самых "странных" папоротников, которые содержаться в наших аквариумах –это сальвиния. Странный он по многим причинам, и первая из них – это то, что этот папоротник плавающий. Вторая странность – у сальвинии нет корней. Как это нет, вроде есть, вон пышные, коричневые...ан нет, это как раз листья, хоть и видоизмененные. И третья странность, вернее, это уже не странность, а изящная деталь. У сальвинии, если присмотреться, на нижней стороне листа есть киль. Т.е мало того, что листики похожи на лодочки, так еще у этих лодочек есть настоящий киль - образование из рыхлой ткани, соединенное с серединой жилкой листа и переходящее в черешок. Из-за него сальвинии хорошо держатся на воде.
  • Сальвинии распространены в тропических и субтропических районах Земли. На у нас, в умеренных широтах тоже есть этот папоротник, помните, как в рекламе: «Редкий вид, занесенный в Красную Книгу Беларуси – сальвиния плавающая (S. natans)». За исключением этого вида, все остальные сальвинии - многолетние растения.
Теперь немного ботаники. Листья сальвиний располагаются плотными мутовками на корневищах. Мутовки состоят из трех листьев, два из которых плавающие, а третий погружен в воду и рассечен на нитевидные доли. На нем происходит образование особых органов — спорангиев, содержащих споры. Размеры и форма плавающих листьев у разных видов варьируют — самые большие у сальвинии продолговатолистной (S. oblongifolia). Если у сальвинии плавающей листья плоские, то у сальвинии ушковидной (S. auriculata), той, что на картинке, края листиков приподняты, а у сальвинии спруса и клобучковой (S. sorucei и S. cucullata) надводные листья еще более скручены в воронку. Кроме полового размножения с помощью спор, все сальвинии успешно размножаются вегетативным путем.
  • Родина сальвинии ушковидной (К.Кассельман именно так ее называет, "auriculata" - с маленькими ушками) Центральная и Южная Америка. Эта сальвиния очень любит сильное верхнее освещение и теплую, чуть подвижную воду. Оптимальная температура воды около 25°С. Густая масса подводных листьев служит хорошим убежищем для мальков живородящих рыб.
Этот папоротник я специально держу в одном из своих аквариумов и именно с этой целью – сохранить мальков. Я планирую прикупить редких подповерхностных живородок - бойцовых полурылов (Dermogenys pusillus ). Да, я забыла еще одно «ценное» свойство этого папоротника: на плавающих видах и на сальвинии в т.ч, летом иногда поселяются мелкие насекомые – тля и ... не знаю, кто-то еще, более подвижный. Вроде бы паразиты и вроде с ними положено бороться..., а говорят малькам дермогенисов очень нравятся. Так что моя сальвиния будет еще и кормящей мамкой :)

воскресенье, 6 апреля 2008 г.

Стиль Амано. Пошаговая инструкция в pdf


Здесь ссылка на пошаговую инструкцию устройства этого аквариума.  pdf весит 6mb. Руководство с американского амановского сайта.

суббота, 5 апреля 2008 г.

Второй номер журнала AquaScapingWorld



Сегодня вышел второй номер журнала "AquaScapingWorld". И опять его можно скачать бесплатно в pdf-формате. Статьи, которые вошли в апрельский номер журнала:

  • еще статья о том, как минерализировать грунт (обогатить пит. веществами и придать ему гранулированную структуру),( что-то интересненькое, надо почитать внимательнее);
  • "Veni Vidi Vissie- конкурс растительного аквариума". В основном голландский стиль (и это понятно, конкурс то голландский): колорит и большое количество здоровых растений. Название конкурса любопытное, от латинской фразы "Veni Vidi Vici" -"Пришел. Увидел. Победил", но слово "Vici" заменено на "Vissie", которое на датском обозначает "рыба". Таким образом название конкурса "I came, I saw and I keep Fishes" - "Пришел Увидел...и ты "в теме", в смысле - Аквариумист". В статье есть немного фото - результаты  аква-конкурса.
  • "EI - метод" Тома Барра, оччень тезисно, хотя точно и по-существу.
именно эту статью я переводила в прошлом месяце (Криптокорины emmersed).
Неплохая, кстати, статейка. Вот ссылка на мой, слегка вольный перевод.
На фото работа с голландского конкурса V.V.V.

PS статьи можно открыть и по отдельности, т.е. без закачки всего pdf-журнала. Это можно сделать и на сайте AquaScapingWorld и кликнув на названия статей по-русски в моем блоге.

четверг, 3 апреля 2008 г.

Редкие живородки. Livebearing fishes

Нашла сегодня сайт интересный, вернее, с любопытными фотографиями. Язык совершенно непонятный,  но...здесь редкие живородки. Что-то они меня в последнее время интересуют. Это пагубное влияние формоз. Точно :)
Среди них есть и совсем маленькие рыбки - моя слабость :) гирардинус, например, или вот, Ameca splendens -глянцевая амека. Редкая и удивительная живородка из Мексики,  (семейство Гудиевых (Goodeidae)), которая вынашивает свое потомство. Именно вынашивает: мальки рождаются с пуповиной, которая потом,
через пару часов, отпадает, естно ;)
Кстати, рыбы эти у Минских коллекционеров есть.
На первом фото - самец, на втором - самочка.



А вот эта изящная живородка - бирюзовый альфаро, скоро, надеюсь, появится в нашем городе.

Все картинки с сайта http://fiskabur.is

Еще читать о живородках.  Японский сайт о живородящих http://www2.chokai.ne.jp/~platy/ и французский о них же http://france.vivipare.free.fr/AFV1.htm

среда, 2 апреля 2008 г.

Формозы. Близкое знакомство.



С сегодняшнего дня в этом аквариуме живет семья формоз. Они переселились из 40л баночки, которая" уходит" на ре-скейпинг.
Новый дом мини-рыбок - 30л аквариум-травник, который я называю Verde. Не видно никого? Неужели ;) Здесь очень много жителей.
вот же они:

Это два самца демонстративно заявляют о себе друг другу.
Формозы хоть и не суетливые рыбки, но движения у них очень стремительны.
Пыталась сфотографировать одного,
а тут и второй тут как тут.

вот и еще одна рыбка ищет завалящих рачков артемии в зарослях хемиантуса куба (Hemiantus callitrichoides var. Cuba).
А это "монстры"-креветки рядом с формозой.
Еще раз можно оценить масштаб креветка-формоза.
Причем это не Аманки, а обычные неокаридинки, т.е. мелкие креветочки.

Жизнь, которая кипит в этом аквариуме, настолько увлекательна, что достойна более красноречивого описания. Но пока я ограничусь только фото :)

Свет: сильвания дейлайтстар (18), сильвания гролюкс (18), техническая (?) на 14 вт. СО2 - брага, KH 8, pH 7.0. Удобрения - Sera Florena 2 мл\день и KNO3 1,5 мг на объем в день, фосфаты не добавляю. Грунт - Sera Floredepot, сверху кварц 2-3 мм. Растения: Cryptocoryne parva, Hemianthus callitrichoides, Hottonia palustris, Hydrotriche hottoniiflora, Lagarosiphon madagascariensis, Micranthemum umbrosum, Monosolenium tenerum, Myriophyllum aquaticum, Riccia fluitans, Rotala sp.Nanjenshan,Taxiphyllum barbieri, Leptodictyon riparium.

Еще чуть более ранних (за полгода) фотографий этого аквариума.

декабрь 2007.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Есть два способа жить. Вы можете жить так, как будто чудес не бывает.
И Вы можете жить так, как будто всё в этом мире является чудом.

Альберт Эйнштейн