Так как на аквариумных форумах очень часто всплывает вопрос о воде, очень хочу запостить у себя тут эту ссылку на статью на lenta.ru. Автор Александр Ершов.
(остальной текст ушел под кат)
На рынке заблуждений всегда была жесткая конкуренция, но у воды в этом бизнесе солидный послужной список.
Истоки представлений о магической силе воды теряются где-то за пределами исторического периода. Во времена родоплеменного строя к воде как к одной из базовых стихий относились с большим пиететом.
Источник, ручей или река — то есть вода в конкретном выражении — всегда имели собственного бога или же сами были богами. Однако нельзя сказать, что вода в этом смысле как-то особенно выделялась — точно такие же боги могли быть даже у отдельно стоящих деревьев, у камней и оврагов.
Самые главные деяния воды в неолитическом обществе ожидаемо связывались с полевыми работами и урожаем. Дождь был гораздо важнее других «форм» воды, поэтому в любом человеческом сообществе были хорошо известны способы взаимодействовать с ней в этой ипостаси. Кое-где приходилось прибегать к помощи человеческих жертв, но чаще можно было обойтись и менее суровыми методами — скажем, убить и подвесить змею.
С переходом к монотеизму, казалось бы, позиции воды пошатнулись, ведь водные божества — от Нептуна до самого неприметного речного божка — были смещены со своих позиций. Но со временем дела быстро пошли на поправку, причем теперь это было связано уже не с агрономическими, а с гигиеническими свойствами жидкости.
У подавляющего большинства человеческих сообществ издавна существовали жесткие табу, связанные с половыми и гигиеническими сферами жизни, которые — так уж вышло — часто сильно пересекаются.
Эти табу хоть и приводили порой к убийствам и членовредительству, но до какой-то степени позволяли сдерживать на приемлемом уровне близкородственные браки и распространение болезней и потому поддерживались из поколения в поколение, вместе со всеми сопутствующими ритуалами. Точно такие же табу имелись и у древних евреев, которые считали равно «нечистыми» трупы, женщин во время менструации и мужчин после эякуляции. Понятие нечистоты подразумевает наличие процедуры очищения, она же, в свою очередь, естественным образом связана с водой.
Поскольку к религиозным ритуалам приступить, не очистившись, было нельзя, то и вода таким образом стала частью священнодействия, вернув себе утраченный было статус. Об этом, например, говорит тщательность, с которой процедура очищения описана в иудаизме. Она требует наличия специальной емкости с водой — миквы — объемом от 250 до 1000 литров.
Вода, используемая в обряде, должна происходить из родников или реки, питаемой родниками. Дождевая вода тоже хорошо выполняет эту функцию, но только если она не цветет. То же относится и к воде из растопленного снега, который, что важно, должен быть растоплен правильным образом. Зато если имеется вода из реки, то она может использоваться для очищения даже в цветущем виде. Нужно только обратить внимание на то, чтобы река эта не была регулярно пересыхающей — тогда она считается состоящей из дождевой воды и к ней применяются все обозначенные выше правила.
Именно через микву вода в своем ритуальном значении проникла в христианство. От регулярных омовений христиане, правда, решили отказаться, зато особое значение приобрел ритуал крещения, который со времен Иоанна Предтечи не обходился без воды ни в одной ветви христианства.
Постепенно ежегодное празднование крещения Христа стало обрастать своими традициями, и вода в них приобрела центральное значение. В этот момент в некоторых течениях христианства появилось понятие святой воды, которую, безусловно, не следует путать с водой обыкновенной. Интересно, что непосредственно для крещения эта вода не используется, скорее наоборот — она сама является объектом совершения ритуала.
Главное свойство святой воды состоит в том, что она отличается от обычной. Со временем список и природа этих отличий постепенно уточнялись и изменялись соответственно духу времени. Если раньше она считалась избавляющей от сглаза, то после открытия микроорганизмов у нее обнаружились антибактериальные свойства.
В XX веке для объяснения необычных свойств святой воды были привлечены ионы серебра, которые со временем приобрели самостоятельную популярность.
Серебро попало в эту историю довольно просто: именно из него изготавливались ритуальные сосуды — от римских потиров до христианских купелей.
С распространением антибиотиков к 1940-м годам медицинское употребление серебра пошло на убыль. Однако вплоть до конца XX века его продолжали применять в качестве средства для обработки ожогов. Со временем доказательная медицина добралась и до этого уголка лечебной традиции, продемонстрировав, что противоожоговые мази с серебром не более эффективны, чем их аналоги без серебра.
Тем не менее задолго до того, как это произошло, серебро уже успело испытать и взлет, и падение популярности. У него появилась собственная история: постепенно антибактериальное действие растворимых солей металла превратилось в благотворное влияние самого металлического серебра, о его живительной силе стали ходить легенды. Ценители стали дарить друг другу серебряные ложечки. Не просто в качестве сувениров, а «для здоровья».
Целительную силу воды, освященной в давно уже не серебряных купелях, объясняли не столько самим таинством, сколько окунанием в нее серебряного креста. Считалось, что одного его непродолжительного касания достаточно, чтобы насытить воду благотворными ионами и придать ей особые свойства.
К 1970-м годам с повышением интереса к экологии (а возможно, и не без влияния хиппи) в отношениях между серебром и водой наступает охлаждение. Наделение ее искусственными, пусть даже и драгоценными добавками начинает выглядеть слишком «неэкологично».
Традиция дарить серебряные ложечки для здоровья никуда не исчезает, но считается уже старомодной.
К этому времени относится крайне интересная, но мало известная на родине история обнаружения в СССР своей, отечественной воды — так называемой поливоды, сверхплотной воды или воды-II. Она была открыта костромским физиком Николаем Федякиным в 1962 году. Эта жидкость, в отличие от своей неказистой родственницы, замерзала при температуре от −30 до −60 градусов Цельсия, а кипела при температуре выше 150 градусов. Объясняли это авторы открытия тем, что такая вода якобы образует полимерную структуру. Делала она это, правда, только в микроскопических стеклянных капиллярах, поэтому изучать ее было крайне сложно. На открытие отечественных ученых на Западе поначалу не обратили внимание, что и не удивительно — костромские физики публиковали свои результаты по-русски. Однако в 1969 году в Science появилась статья, в которой выводы первооткрывателя Федякина и академика Дерягина подтвердились.
Необычное открытие, приправленное экзотикой советской науки, молниеносно нашло признание. Феномен поливоды был развеян в 1974-м самими авторами, которые обнаружили, что то, что они принимали за особое кристаллическое состояние, было водой с примесями силикатов. То ли из-за редкой честности авторов, то ли из-за отсутствия в СССР частной экономической инициативы история поливоды так и не получила продолжения, что, как будет видно дальше, не совсем обычно для подобных открытий.
Настоящий же взлет как в СССР, так и во всем мире «особая» вода испытала в конце 1980-х. Связан этот успех был с именем иммунолога Жака Бенвениста, который ввел моду на понятие «структура воды».
Жак Бенвенист обнаружил, что некоторые клетки крови, базофилы, способны реагировать на присутствие в среде антител IgE, даже если их там фактически нет. Он провел эксперимент, в котором добавлял к суспензии клеток антитела во все большем разбавлении, и установил, что клетки реагируют на воздействие даже тогда, когда ни одной молекулы в растворе статистически остаться не может. Такой феномен Бенвенист объяснил тем, что вода имеет память и не забывает о том, какое именно антитело вступало с ней в контакт.
Исследование, на первый взгляд касавшееся иммунологии, на самом деле подводило научную основу под многовековую традицию гомеопатии. Истинной сенсацией стало не это, а публикация статьи Бенвениста в самом престижном научном журнале — Nature. Рецензенты, читавшие манускрипт, в один голос потребовали воспроизведения результатов в трех независимых лабораториях перед публикацией. Этого, однако, сделано не было. Редактор журнала Джон Мэддокс опубликовал текст с собственным предисловием, пообещав проведение проверки после выхода статьи.
Разразился невиданный скандал. Мэддоксу пришлось отправиться в лабораторию к Бенвенисту в составе группы, которую журналисты прозвали «охотниками за привидениями». В нее даже решено было пригласить фокусника Джеймса Ренди.
Удивительно, но первые результаты повторных экспериментов действительно полностью совпадали с данными, изложенными в статье. Те, кто лично общался с Бенвенистом, впоследствии вспоминали, что он был совершенно искренне уверен в собственных данных.
Но когда группа решила сделать эксперимент слепым (когда экспериментаторы не знают, где находится исследуемое вещество, а где — контроль), все встало на свои места. Эффект несуществующих антител пропал вместе с особой структурой воды, требовавшейся для его объяснения.
Бенвенисту пришлось уйти из академической науки, хотя он ни разу и не признался в какой-либо фальсификации или манипуляции данными.
Иммунолог основал свою собственную частную компанию, Digital Biology, и занялся выдвижением еще более экзотических теорий о передаче структуры воды при помощи электрических колебаний по телефону, радио и интернету. В отличие от Федякина и Дерягина, Бенвенист остался верен своим идеям — видимо, поэтому они и оказались гораздо более влиятельными.
На протяжении последующих 20 лет и вплоть до сегодняшнего дня они в том или ином виде всплывают то в рекламе очередной бутилированной воды, то на кафедрах (не самых, правда, уважаемых) университетов. Вскоре после появления скандальной публикации как раз рухнул «железный занавес» — и структурированная вода под знаменем Бенвениста хлынула в СССР. Здесь учение француза наконец нашло себе благодарных слушателей, хотя имя его было не слишком известно.
Отечественным бенвенистом стал знаменитый Алан Чумак. Правда, он уже не прибегал к базофилам и антителам, а придавал воде структуру самым оптимальным образом — через телевизор. Банками и судками с заряженной водой наполнились отечественные домохозяйства. Чумак никогда не вдавался в детали того, что именно происходило с заряженными им водой, мазями и кремами, как не рассуждал он и о структуре воды. Тем не менее существование Чумака как феномена было бы невозможно без учения Бенвениста. После того как Алан Владимирович покинул экраны телевизоров, акции «особой» воды резко упали в цене.
Новое возрождение ее популярности произошло не ранее того момента, когда среди россиян начала распространяться мода на все «экологичное», и воде в этом движении было отведено важное место.
Значительную популярность приобрела вода из ледников и так называемая талая вода. «Особые» свойства ее снова связывались со структурой, а не с химическим составом, и в этом вновь видно влияние Бенвениста. О том, что идеи его живы до сих пор, говорит присуждение премии ТЭФИ знаковому фильму телеканала «Россия» «Великая тайна воды». Его авторы провели тщательный обзор большинства течений в этой области и предоставили слово адептам «особой» воды из самых разных стран — от Японии до США. Обидно лишь, что отечественных первооткрывателей поливоды авторы совсем забыли. Возможно, это произошло потому, что они оказались единственными, кто опроверг собственные результаты после перепроверки.
Трудно предугадать, что ответят петербургским физикам на их запрос. В самом сообщении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» говорится о том, что особые свойства воды «отмечают сами работники станции», а не измерительные приборы, и это дает простор для предположений. Вряд ли сотрудники станции в своем ответе свяжут появление «новых, полезных для потребителя свойств» с Нептуном или непопулярными нынче ионами серебра, концентрация которых к тому же регулируется санитарными нормами. Если бы они попросили моего совета, я бы все-таки рекомендовал напирать на невидимую структуру или, например, на нефиксируемое приборами низкоэнергетическое излучение. Во-первых, это моднее, а во-вторых, пусть сами физики и доказывают — есть оно или нет.
картинка выбрана мной (Н.Р.) из интернета как более щадящая для глаз :)))
Дигидрогена монооксид или Краткая история заблуждений о воде.
"Пресс-служба петербургского водоканала на днях опубликовала сообщение о проведении очередного ежегодного обряда крещения воды на главной водопроводной станции. Вряд ли это сообщение привлекло бы внимание читателей, если бы два физика из Санкт-Петербургского университета не направили в адрес водоканала письмо с просьбой объяснить, какими такими указанными в сообщении «особыми свойствами» наделяет воду крещение и почему, если уж эта процедура настолько эффективна, не проводить ее на ежедневной основе.(остальной текст ушел под кат)
От неолита к христианству
На рынке заблуждений всегда была жесткая конкуренция, но у воды в этом бизнесе солидный послужной список.
Истоки представлений о магической силе воды теряются где-то за пределами исторического периода. Во времена родоплеменного строя к воде как к одной из базовых стихий относились с большим пиететом.
Источник, ручей или река — то есть вода в конкретном выражении — всегда имели собственного бога или же сами были богами. Однако нельзя сказать, что вода в этом смысле как-то особенно выделялась — точно такие же боги могли быть даже у отдельно стоящих деревьев, у камней и оврагов.
Самые главные деяния воды в неолитическом обществе ожидаемо связывались с полевыми работами и урожаем. Дождь был гораздо важнее других «форм» воды, поэтому в любом человеческом сообществе были хорошо известны способы взаимодействовать с ней в этой ипостаси. Кое-где приходилось прибегать к помощи человеческих жертв, но чаще можно было обойтись и менее суровыми методами — скажем, убить и подвесить змею.
С переходом к монотеизму, казалось бы, позиции воды пошатнулись, ведь водные божества — от Нептуна до самого неприметного речного божка — были смещены со своих позиций. Но со временем дела быстро пошли на поправку, причем теперь это было связано уже не с агрономическими, а с гигиеническими свойствами жидкости.
У подавляющего большинства человеческих сообществ издавна существовали жесткие табу, связанные с половыми и гигиеническими сферами жизни, которые — так уж вышло — часто сильно пересекаются.
Эти табу хоть и приводили порой к убийствам и членовредительству, но до какой-то степени позволяли сдерживать на приемлемом уровне близкородственные браки и распространение болезней и потому поддерживались из поколения в поколение, вместе со всеми сопутствующими ритуалами. Точно такие же табу имелись и у древних евреев, которые считали равно «нечистыми» трупы, женщин во время менструации и мужчин после эякуляции. Понятие нечистоты подразумевает наличие процедуры очищения, она же, в свою очередь, естественным образом связана с водой.
Поскольку к религиозным ритуалам приступить, не очистившись, было нельзя, то и вода таким образом стала частью священнодействия, вернув себе утраченный было статус. Об этом, например, говорит тщательность, с которой процедура очищения описана в иудаизме. Она требует наличия специальной емкости с водой — миквы — объемом от 250 до 1000 литров.
Вода, используемая в обряде, должна происходить из родников или реки, питаемой родниками. Дождевая вода тоже хорошо выполняет эту функцию, но только если она не цветет. То же относится и к воде из растопленного снега, который, что важно, должен быть растоплен правильным образом. Зато если имеется вода из реки, то она может использоваться для очищения даже в цветущем виде. Нужно только обратить внимание на то, чтобы река эта не была регулярно пересыхающей — тогда она считается состоящей из дождевой воды и к ней применяются все обозначенные выше правила.
Крещение и серебро
Именно через микву вода в своем ритуальном значении проникла в христианство. От регулярных омовений христиане, правда, решили отказаться, зато особое значение приобрел ритуал крещения, который со времен Иоанна Предтечи не обходился без воды ни в одной ветви христианства.
Постепенно ежегодное празднование крещения Христа стало обрастать своими традициями, и вода в них приобрела центральное значение. В этот момент в некоторых течениях христианства появилось понятие святой воды, которую, безусловно, не следует путать с водой обыкновенной. Интересно, что непосредственно для крещения эта вода не используется, скорее наоборот — она сама является объектом совершения ритуала.
Главное свойство святой воды состоит в том, что она отличается от обычной. Со временем список и природа этих отличий постепенно уточнялись и изменялись соответственно духу времени. Если раньше она считалась избавляющей от сглаза, то после открытия микроорганизмов у нее обнаружились антибактериальные свойства.
В XX веке для объяснения необычных свойств святой воды были привлечены ионы серебра, которые со временем приобрели самостоятельную популярность.
Серебро попало в эту историю довольно просто: именно из него изготавливались ритуальные сосуды — от римских потиров до христианских купелей.
С распространением антибиотиков к 1940-м годам медицинское употребление серебра пошло на убыль. Однако вплоть до конца XX века его продолжали применять в качестве средства для обработки ожогов. Со временем доказательная медицина добралась и до этого уголка лечебной традиции, продемонстрировав, что противоожоговые мази с серебром не более эффективны, чем их аналоги без серебра.
Тем не менее задолго до того, как это произошло, серебро уже успело испытать и взлет, и падение популярности. У него появилась собственная история: постепенно антибактериальное действие растворимых солей металла превратилось в благотворное влияние самого металлического серебра, о его живительной силе стали ходить легенды. Ценители стали дарить друг другу серебряные ложечки. Не просто в качестве сувениров, а «для здоровья».
Целительную силу воды, освященной в давно уже не серебряных купелях, объясняли не столько самим таинством, сколько окунанием в нее серебряного креста. Считалось, что одного его непродолжительного касания достаточно, чтобы насытить воду благотворными ионами и придать ей особые свойства.
Нью Эйдж и советская поливода
К 1970-м годам с повышением интереса к экологии (а возможно, и не без влияния хиппи) в отношениях между серебром и водой наступает охлаждение. Наделение ее искусственными, пусть даже и драгоценными добавками начинает выглядеть слишком «неэкологично».
Традиция дарить серебряные ложечки для здоровья никуда не исчезает, но считается уже старомодной.
К этому времени относится крайне интересная, но мало известная на родине история обнаружения в СССР своей, отечественной воды — так называемой поливоды, сверхплотной воды или воды-II. Она была открыта костромским физиком Николаем Федякиным в 1962 году. Эта жидкость, в отличие от своей неказистой родственницы, замерзала при температуре от −30 до −60 градусов Цельсия, а кипела при температуре выше 150 градусов. Объясняли это авторы открытия тем, что такая вода якобы образует полимерную структуру. Делала она это, правда, только в микроскопических стеклянных капиллярах, поэтому изучать ее было крайне сложно. На открытие отечественных ученых на Западе поначалу не обратили внимание, что и не удивительно — костромские физики публиковали свои результаты по-русски. Однако в 1969 году в Science появилась статья, в которой выводы первооткрывателя Федякина и академика Дерягина подтвердились.
Необычное открытие, приправленное экзотикой советской науки, молниеносно нашло признание. Феномен поливоды был развеян в 1974-м самими авторами, которые обнаружили, что то, что они принимали за особое кристаллическое состояние, было водой с примесями силикатов. То ли из-за редкой честности авторов, то ли из-за отсутствия в СССР частной экономической инициативы история поливоды так и не получила продолжения, что, как будет видно дальше, не совсем обычно для подобных открытий.
Структурный взлет
Настоящий же взлет как в СССР, так и во всем мире «особая» вода испытала в конце 1980-х. Связан этот успех был с именем иммунолога Жака Бенвениста, который ввел моду на понятие «структура воды».
Жак Бенвенист обнаружил, что некоторые клетки крови, базофилы, способны реагировать на присутствие в среде антител IgE, даже если их там фактически нет. Он провел эксперимент, в котором добавлял к суспензии клеток антитела во все большем разбавлении, и установил, что клетки реагируют на воздействие даже тогда, когда ни одной молекулы в растворе статистически остаться не может. Такой феномен Бенвенист объяснил тем, что вода имеет память и не забывает о том, какое именно антитело вступало с ней в контакт.
Исследование, на первый взгляд касавшееся иммунологии, на самом деле подводило научную основу под многовековую традицию гомеопатии. Истинной сенсацией стало не это, а публикация статьи Бенвениста в самом престижном научном журнале — Nature. Рецензенты, читавшие манускрипт, в один голос потребовали воспроизведения результатов в трех независимых лабораториях перед публикацией. Этого, однако, сделано не было. Редактор журнала Джон Мэддокс опубликовал текст с собственным предисловием, пообещав проведение проверки после выхода статьи.
Разразился невиданный скандал. Мэддоксу пришлось отправиться в лабораторию к Бенвенисту в составе группы, которую журналисты прозвали «охотниками за привидениями». В нее даже решено было пригласить фокусника Джеймса Ренди.
Удивительно, но первые результаты повторных экспериментов действительно полностью совпадали с данными, изложенными в статье. Те, кто лично общался с Бенвенистом, впоследствии вспоминали, что он был совершенно искренне уверен в собственных данных.
Но когда группа решила сделать эксперимент слепым (когда экспериментаторы не знают, где находится исследуемое вещество, а где — контроль), все встало на свои места. Эффект несуществующих антител пропал вместе с особой структурой воды, требовавшейся для его объяснения.
Бенвенисту пришлось уйти из академической науки, хотя он ни разу и не признался в какой-либо фальсификации или манипуляции данными.
Иммунолог основал свою собственную частную компанию, Digital Biology, и занялся выдвижением еще более экзотических теорий о передаче структуры воды при помощи электрических колебаний по телефону, радио и интернету. В отличие от Федякина и Дерягина, Бенвенист остался верен своим идеям — видимо, поэтому они и оказались гораздо более влиятельными.
На протяжении последующих 20 лет и вплоть до сегодняшнего дня они в том или ином виде всплывают то в рекламе очередной бутилированной воды, то на кафедрах (не самых, правда, уважаемых) университетов. Вскоре после появления скандальной публикации как раз рухнул «железный занавес» — и структурированная вода под знаменем Бенвениста хлынула в СССР. Здесь учение француза наконец нашло себе благодарных слушателей, хотя имя его было не слишком известно.
Отечественным бенвенистом стал знаменитый Алан Чумак. Правда, он уже не прибегал к базофилам и антителам, а придавал воде структуру самым оптимальным образом — через телевизор. Банками и судками с заряженной водой наполнились отечественные домохозяйства. Чумак никогда не вдавался в детали того, что именно происходило с заряженными им водой, мазями и кремами, как не рассуждал он и о структуре воды. Тем не менее существование Чумака как феномена было бы невозможно без учения Бенвениста. После того как Алан Владимирович покинул экраны телевизоров, акции «особой» воды резко упали в цене.
Новое возрождение ее популярности произошло не ранее того момента, когда среди россиян начала распространяться мода на все «экологичное», и воде в этом движении было отведено важное место.
Значительную популярность приобрела вода из ледников и так называемая талая вода. «Особые» свойства ее снова связывались со структурой, а не с химическим составом, и в этом вновь видно влияние Бенвениста. О том, что идеи его живы до сих пор, говорит присуждение премии ТЭФИ знаковому фильму телеканала «Россия» «Великая тайна воды». Его авторы провели тщательный обзор большинства течений в этой области и предоставили слово адептам «особой» воды из самых разных стран — от Японии до США. Обидно лишь, что отечественных первооткрывателей поливоды авторы совсем забыли. Возможно, это произошло потому, что они оказались единственными, кто опроверг собственные результаты после перепроверки.
Вместо заключения
Трудно предугадать, что ответят петербургским физикам на их запрос. В самом сообщении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» говорится о том, что особые свойства воды «отмечают сами работники станции», а не измерительные приборы, и это дает простор для предположений. Вряд ли сотрудники станции в своем ответе свяжут появление «новых, полезных для потребителя свойств» с Нептуном или непопулярными нынче ионами серебра, концентрация которых к тому же регулируется санитарными нормами. Если бы они попросили моего совета, я бы все-таки рекомендовал напирать на невидимую структуру или, например, на нефиксируемое приборами низкоэнергетическое излучение. Во-первых, это моднее, а во-вторых, пусть сами физики и доказывают — есть оно или нет.
картинка выбрана мной (Н.Р.) из интернета как более щадящая для глаз :)))
На самом деле, это две равноценные дурости — и «освящение вод где ни попадя» (я б на кол сажал попов например :)), так и подобные совершенно профанские опусы ))).
ОтветитьУдалитьПоэтому, не знаю какие они там физики )), но опус противоречит даже научному подходу )))).
Думаю, что физики она там нормальные как минимум. Потому как фсе остальные физики-математики и др просто проглатили очередной дурной прогиб властей. А те двое - и есть самые настоящие физики. :)
ОтветитьУдалитьПо-моему мнению, статья хорошая. И автор в спокойном ключе все заблуждения описывает. И юморит. :) люблю такое. :) С верующими нельзя грозно разговаривать, а такое чтиво не злит. Но заставляет подумать и взглянуть на традиции чуть более критически. А это уже много. Разве нет?:)
ОтветитьУдалитьОтнюдь )). Совершенно не злит. Кого-то может и злит и раздражает, но совсем по иной причине чем думают )) — автор оперирует понятиями, понимаемыми им совершенно по-своему, отлично от общепринятого и энциклопедического, попросту говоря — от фонаря )), и то что он физик, в этом случае не спасает. И из набора правильного и неправильного лепит свой собственный конгломерат. То есть, в угоду идее, за уши притягивается всё что по его мнению (подчеркнуто) подходит, и чистое и грязное, и истинное и ложное — не важно, для него важно поглумиться, похохмить (это базовое свойство постмодерна), а не изложить действительно истину. Она ему не нужна )). Совершенно. У авторов совсем иная задача.
ОтветитьУдалить