суббота, 19 апреля 2008 г.

О стилях, школах и направлениях в акваскейпинге

В продолжение темы "стили в акваскейпинге" несколько мыслей  вслух.
Не стоит перемешивать слова и понятия: «стиль», «жанр», «школа», «направления»...
  • В истории искусства словом «стиль» обозначают определенные периоды (и временные и исторические), т.е. этапы в развитии искусства, когда проявляется единая система художественных приемов, заметных и ощутимых в разных видах искусства. Иногда понятие «стиль» употребляют и для обозначения особенностей искусства определенной страны или яркого художника, читай Мастера. Например, можно говорить об устойчивых (стилистических) признаках греко-римской или китайской культур, а также о стиле Рембрандта или того же Малевича. Стиль большого художника рождает направление в искусстве, которое принято называть школой. (про живописные школы я не говорю, как пример - школа русской иконописи Рублева, школы импрессионизма Жоржа Сера или Клода Моне, школа Кандинского). Тоже самое происходит и с аквакультурой, если, конечно рассматривать «пейзаж» в аквариуме или смотреть на аквариум, как на подводный сад.

  • Далее, отдельные стили вполне могут развиваться одновременно и даже проникать друг в друга. Это происходило и происходит в живописи (чаще всего перемешивались, вернее, взаимопроникали друг в друга реалистический стиль и стиль модерн). Эта «диффузия» - естественный процесс развития любого вида искусства. Но та область искусства, где концентрация деятелей (художников, архитекторов или скейперов) в определенный момент времени больше – там и происходит быстрая смена направлений, потому как там происходит интенсивный творческий поиск. Это мы наблюдаем сейчас в акваскейпинге, сегодня и буквально на наших глазах формируются школы и направления.
  • Как мне кажется, к подводному саду применимы два стиля: регулярный и пейзажный.
    Регулярный – это голландский аквариум только, пейзажный – все остальное, т.е. и Природный аквариум Т. Амано и Естественный примитив, описанный и отпиаренный Д. Вальстад и коллекционно-розеточно-медленный «московский аквариум» и тайваньский и немецкий и около-дзен-бонсай-ваби-кусавский ;)
    Таких школ, т.е. направлений развития может быть очень много. «Амано-стиль» – это и есть направление Амано, популяризировавшего Пейзажный стиль.
PS В 18-веке Жак Делиль, поклонник пейзажных, естественных садов, написал поэму «Сады». Вот несколько цитат из этого произведения. Думаю, это очень "к месту" ;) 
..Есть два лишь способа преображать природу:
Один – рассчитанностью линий покорять,
Другой – нежданными картинами пленять....

...Нельзя на маленьком пространстве,
В узкой рамке, все сразу поместить – беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды… Пленить стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех....

...Бывали времена, когда терзали землю,
Старались, красоту природы не приемля,
Овраги выровнять, холмы и рощи срыть,
В площадку гладкую всю местность превратить.

Теперь – наоборот! Исполнены отваги,
Пригорки делают и роют там овраги,
Где не бывало их и быть не надлежит;
Хотят создать рельеф и живописный вид.
Но не изобразить им ни холма, ни лога:
Все это выглядит комично и убого.

...Переиначишь все рассудку вопреки,
Неподходящие соединишь куски,
- Хоть все в отдельности и создано искусно –
Знай, будет целое нелепо и безвкусно....

...Но исправлять пейзаж по мелочам нельзя,
И украшательство – бесплодная стезя.
Ведь сколь грустны сады, где клумбы – как заплаты,
Где все расчерчено на ровные квадраты,
Где каждый маленький зеленый уголок
Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
Где нет ни дерева без выстриженной ветки
И одинаковы, как близнецы, беседки
Где разлинованы тропинки как чертеж,
И где источника без вазы не найдешь,
Где вместо тополей – шары и пирамиды,
Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
И всюду пастушки из мрамора стоят…

...Другой всё сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну...

Отправить комментарий
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Есть два способа жить. Вы можете жить так, как будто чудес не бывает.
И Вы можете жить так, как будто всё в этом мире является чудом.

Альберт Эйнштейн