вторник, 10 июля 2012 г.

Вспомнилось.

Человеку нравится думать о себе как об уникальном, неповторимом, особенном. Так говорят психологи. Но так можно сказать о человеке усредненном, межкультурном, наднациональном. Таких людей в чистом виде нет. Есть конкретные люди-человеки, со своей культурной традицией, национальными особенностями и взглядами. И степень желания...не, необходимости чувствовать себя уникальным у всех очень неодинаковая. Но она - необходимость эта - есть, безусловно.
Желание выделяться, быть непохожим на других очень зависит от менталитета и географии. (Ну это где-то и взаимопроникающие вещи, наверное). Это я очень остро прочувствовала во время поездки в Японию. Если немногобуквенно и схематично, то для себя я вывела следующую тенденцию. Европейцы - это личность, азиаты - общность. Для первых быть непохожим на соседа - цель, для вторых - опасное поведение.
Расскажу одну реальную историю, произошедшую со мной в Японии. Когда во время вечерины-знакомства у Амано, во время всеобщего веселья, сдобренного саке, пивом в неееееограниченных количествах, Амано, удивившись моей долгой беседе с поляками, сказал мне дословно: "Девушка, а почему вы оставили своего начальника? Ему скучно, пойдите и развеселите его" (это он о Шумове :), который, есно, никакой мне не начальник, но вот такой вывод японец сделал только из того, что у нас бэйджики с одинаковыми надписями были). Я конечно объясняю, что г-н Шумов не начальник мне. Мы  - коллеги всего лишь, а вернее, попутчики, и я вообще тут самостоятельная единица, т.е сама по себе. Не подчиненная и не на работе. А господин Шумов, если заскучает, развлечет себя сам. На что Такаси по-отечески так мне и говорит: "А это плохо очень. Надо быть в команде, в корпоративе. У нас не любят одиночек. И еще, ты не пьешь совсем. Надо быть как все -  пить и веселиться." :) Я не стала делиться с Амано своими отношениями с алкоголем. Было очевидно, что и на этот случай у японца было совершенно противоположное мнение.
Собственно, все. :)

Саша Шумов, привет ;) Это как раз тот момент, когда все кричали Амано-Амано!и воздух фотики бросали :)

Да, к чему эти мысли вслух, скажите...а к тому, что, как мне кажется, создать уникальное, новое скорее сможет тот, кто позволяет себе быть непохожим на других. (это я сейчас не о себе, упасибог :)) а то вдруг может сложиться впечатление после этой байке о себе любимой)
Психологи говорят, что такими свойствами обладают именно европейцы. «Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других, — пишет Дэвид Майерс— Но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все»

У меня не слишком азиатофобский текст получился?:)))

ps. прошу отнестись с юмором к тексту и не принимать фразу "Европейцы - это личность, азиаты - общность" как базис моего мироощущения. Во мне мало от шовинизма и я не склонна рассматривать национальность, как повод говорить о ментальных различиях между людьми. Хотя когда находишься в плотной группе очень разных людей, более всего замечаешь именно отличия, а не то, что объединяет. Хотя объединяли нас разные вещи, и акваскейпинг был в их числе.
Пишу это для того, чтобы пресечь тему моего стереотипного взгляда на межнациональные отношения.  Сейчас у меня нет столько времени, чтоб участвовать в дискуссии по этому поводу. Да и формат таких разговоров я предпочитаю более приватный. :)

11 комментариев:

  1. стереотипы же, Наталья. Я вот как житель России очень не люблю стериотипов. Мне слишком часто приходится с ними сталкиваться, когда например граждане европы или сша узнают, что я русский, отношение меняется прямо на глазах. Но к счастью не все им подвержены. Я заметил что достаточно умные люди, меньше им подвержены.
    Я думаю что в скейпинге, по крайней мере, авторы работ, которые вошли в топ 200 не имеют много общего со стереотипами об их нации. Слишком индивиндуальные личности. Их нельзя сравнивать с их нацией. Слишком большая погрешность выйдет. Но есть много других качеств которые их объединяют намного сильнее. Это человеческие качества и часто не самые приятные.
    А старик Амано... ну мало ли чего он там сказал. я думаю тут все лежит в плоскости женщина-мужчина, чем европеец-азиат. Хотя я там не был. утвержадать не могу.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, в Европе то понятие личности, которое мы знаем сегодня, тоже формировалось постепенно и началось с христианизации Европы. Именно христианство сформировало европейскую культуру и философию (откуда и понятие личности) в известном нам виде. Азиаты, разумеется «идут иным путем» )).
    Что до «создать уникальное, новое скорее сможет тот, кто позволяет себе быть непохожим на других», то вектор построен «задом наперед» — создать уникальное может тот, кто позволит раскрыться тому уникальному, что в нем есть. А есть в каждом )). Причем, уникальное вне контекста общего — ничто ), как раз общность позволяет ему состояться. Пример — тот же Амано и вообще всё, что мы знаем из уникального — это всегда коллективный труд принятый обществом — как ни крути, а общность в любом случае имеет значение. Уникум, не воспринятый обществом, ничего не создаст, а если чудо и произойдет, то общество отвергнет. И никакой уникальности в итоге )). Да идеи личности, какие бы уникальные ни были — плод «коллективного труда» предшественников и современников — без них «маугли» )).

    ОтветитьУдалить
  3. Это да, уникальность индивидуума - вообще понятие абстрактное. И я не об этом говорила. Именно ПОЗВОЛИТЬ себе быть непохожим на соседа может не тот, кто недостаточно смел или достаточно глуп, а скорее, достаточно в этом соседе уверен. Уверен в том, что тот не набросится на него с шашкой, а как минимум будет уважать его уникальность.
    Но это тоже все из серии надчеловеческого, разглядывание "сферического коня в вакууме".

    Про формирование личности под влиянием христианства в Европе - не соглашусь. У Европы до христианства УЖЕ был другой подход к человеческим взаимоотношениям. В качестве доказательства - вспомните разнообразие проявления "государственностей" (разные языки, народности, традиции и т.д.), существовавших на ее территории ДО появления этой религии. Сотни! Это говорит о том, что достаточно БЕЗОПАСНО было быть другим.

    ОтветитьУдалить
  4. Марлинский :) ну конечно стереотипы, мы же в социуме живем, нам надо как-то систематизировать наши знания о человеческом поведении :))
    Стереотипы -это тот "каталог". к которому обращается наш мозг, получив задачу с множеством неизвестных.

    Что касается моего частного мнения, ну конечно оно предвзятое, да еще при опредмечивании ее текстом, мысль теряет некоторые нюансы. Например, юмористическую окраску :)

    ОтветитьУдалить
  5. Это да )). А доверие к соседу ведь тоже не просто так, не в узком кругу формируется, то есть, это предпосылка все того же общества — уважение чужих свобод и личная ответственность. Семейственность на общественном уровне — та же философия коммунизма например, взамен христианскому агапе )).

    Насчет христианских корней европейской культуры и философии — это как бы ВУЗовский курс по философии и общественным наукам )).
    Эллинская философия (а другой не было) рассматривала личность не как нечто индивидуальное, а как раз как общность, причем, вторичная в отношении Теоса — мирооззрение-то было теоцентрично, а не антропоцентрично как нынче — это плод как раз «века Просвещения» в борьбе с суррогатной христианизацией (суррогатной по отношению к Евангелию), с выходом к экзистенционализму, то есть, к точке личности, обособленной от мира и стоящей в центре его )).
    Ну, это оффтоп конечно ))).

    ОтветитьУдалить
  6. "И еще, ты не пьешь совсем. Надо быть как все - пить и веселиться" - о, это Амано правильно говорит. Я про него прямо изменил мнение после этих слов :)

    ОтветитьУдалить
  7. Как обычно - подписаться забыл.

    wader

    ОтветитьУдалить
  8. Мне кажется, что не совсем правильно делить Европа/Азия. Китай, Япония, Индия, исламский мир (сам по себе очень разнообразный), мир Юговосточного буддизма - это все сильно разные Азии. И общности там отличаются направлением и степенью обобществления, и индивидуальности там полно на самом деле. Япония - не самый типичный пример. Не забываем, что медитативные практики, которые очень индивидуальны сами по себе, возникли именно в азиатских странах.
    Тоже самое и об европейцах. Разные они. На самом деле вписаться в европейский социум часто сложнее, чем в азиатский - гораздо больше ограничений и жестких паттернов поведения нужно в себя втиснуть. Внутренний мир, направленый на самосовершенствование и самосозерцание более индивидуален, чем мир социальных битв.

    Константин К

    ОтветитьУдалить
  9. Ну конечно разные они - и азии разные и европы. Но вот здесь повторю то, о чем тогда в аське говорили.
    До поездки в Японию я могла себе представить жизнь там, после - нет и ни в коем случае.
    Есть что-то невербально не_мое там, что-то, что осело на кристалл мировоззрения четким выводом: страна красивая, люди интересные, традиции яркие, но жить я смогла бы только в Европе. Повторю, для меня Япония - это арабский мир в лайт версии.

    Логинову. Я понимаю, что тема религии Вам близка, но, судя по всему, мы очень по-разному видим ее роль в жизни современного человека. Можно поговорить, конечно, но, боюсь, Вас разочаровывать\расстраивать и отваживать от моего блога :))) (шопотом: я - агностик).

    ОтветитьУдалить
  10. А я не говорю это как представитель чего-то ))), тем более, учитывая не только визави, но и контекст темы, не углубляюсь, чтобы не выглядеть предвзятым.
    Здесь не имеет значения принадлежность — это «дело вкуса», но есть фактический материал, который вне каких-либо предпочтений, о нем много написано (не христианами и даже агностиками в том числе :)), и это, конечно, имеют ввиду. В общественных науках, философии например. То есть, это не предмет спора а фактическая база. Точно так же, как в дохристианскую эру возможно было всерьез говорить только об эллинском мире, поскольку в Европе именно эллинский институт философии сформировал общеевропейскую среду.
    Кстати, христианские апологеты, начав с дискурса, таки приняли языковую среду эллинизма, внеся иной контекст, уточнив и расширив и т.д. внеся иные смыслы, которые эллины искали но не не нашли, то есть — обычный процесс развития. Это курс философии )) — он «агностический» по природе, не отдает предпочтений.
    Ладно, я не хотел втягивать Вас в эту тему )), мне здесь тема аквариумов интереснее.

    ОтветитьУдалить
  11. Кстати, здесь в блогах, я всячески абстрагируюсь от этой области )), ограничивая сугубо профессиональным в узком смысле и чуть-чуть аквариумами, в той же пропорции, как и в реале — работа, работа, работа — в субботу аквариумы )).

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Есть два способа жить. Вы можете жить так, как будто чудес не бывает.
И Вы можете жить так, как будто всё в этом мире является чудом.

Альберт Эйнштейн