Сегодня я предлагаю вашему вниманию очередное интервью с акваскейпером.
Константин Кучеренко. Несомненно, это одно самых известных имен в мире российского аква-дизайна. Многократное участие в самом престижном конкурсе IAPLC и каждый год - стабильно высокие места. Работы этого Мастера увлекательны, точны в сбалансированных ньюансах и чисты в исполнении.
Читайте весь материал на сайте Nature Aqua Technology Art.
Константин Кучеренко,( Konstantin_K) Россия, Москва
Вдохновение…Когда я начинала этот проект, я писала о том, что мне бы хотелось поделиться тем вдохновением, открытиями и идеями, которые появились в моей жизни после виртуального знакомства с акваскейперами - талантливыми и увлеченными людьми, которые довели свое увлечение аквариумом до уровня искусства. Именно поделиться. Потому как держать это в себе просто невозможно :). Говорят, что вдохновение – это то, что дается свыше. Возможно, и даже уверена, что это так и есть, но и то, что оно приходит и от людей – также неоспоримо. И логично было бы предположить, что к людям оно и возвращается. ;).
Константин Кучеренко. К этому имени я относилась с осторожностью. Его работы, состояние растений, мастерство подачи материала, т.е. качество самого фото, да еще вкупе с интеллигентным, тактичным и профессиональным рассказом, все это сдерживало меня и оттягивало момент нового интервью. Честно скажу, это для меня человек-загадка. Слово «сложный» как появилось ассоциативно в эпилоге проекта, так и прошило красной нитью весь материал. «Сложные, завораживающие внутренней логической структурой, с многочисленными ловушками для взгляда аквариумы К.Кучеренко... мне очень интересно, кто же этот человек?» . Я сейчас еще меньше знаю, кто он :) Правда ;)
Линдерния цветет, фото К. Кучеренко
Здравствуйте, Константин. Интервью – это такая, все-таки традиционная вещь, а в традициях есть много хорошего и ожидаемого. Например, наши интервью всегда начитаются с личных вопросов. Расскажите о себе. Как все начиналось? С сааамого первого аквариума начните, помните его? Уверена, что да :) расскажите.
К.К.: Все началось в довольно глубоком детстве, когда я учился еще в начальных классах в г.Свердловске. Аквариум (уж не знаю откуда) был у моего деда - страстного рыбака, а совсем не аквариумиста. Это был старый 20-литровый каркасный водоемчик, где периодически появлялись разные карасики и пескарики, которых которые не подходили для гастрономического применения из-за маленьких размеров. Сложно сказать, до какого возраста рыбы доживали в таких условиях, поскольку в детстве время течет по-другому, и отпечатавшийся в сознании длинный и важный отрезок времени в реальности оказывается каким-то месяцем. Кроме речных пленников какое-то время там плавала золотая рыбка, видимо кем-то подаренная. Еще вроде бы там рос роголистник из пруда. Аквариум каким-то образом перешел в мое пользование, когда я был в 3-ем классе. Уже не помню, почему я проявил самостоятельный интерес к этому делу. Первых рыбок принесла с работы моя мама: у них в помещении КБ стояла баночка литров на 15, причем вертикальной конструкции с дном 10х10см, в оригинале являвшаяся цельностеклянным корпусом какого-то аккумулятора. Грунта там не было, а просто лежала довольно крупная галька. В банке, стоявшей прямо на подоконнике, жили беспородные гуппи и валлиснерия. Освещения, обогрева и фильтрации не было. Этот микробиоценоз был удивительно стабильным и процветающим. Раз в пару месяцев приходилось снимать богатый урожай рыб и валлиснерии. Один из очередных урожаев и попал ко мне. Гуппи более-менее жили, валлиснерия же не очень: освещения тоже не было, а окно находилось далековато. Потом в небольших количествах появлялись другие рыбы, которых дарили разные родственники. Постепенно аквариум превратился в детскую страсть. Подселение любого нового питомца вызывало бурный восторг, еще большую радость приносило появление мальков у какой-нибудь гуппи или меченосца. В свою очередь гибель или болезнь воспринимались как трагедия и слезы. Главное чувство, оставшееся с тех времен - ощущение прикосновения к какому-то невероятному волшебству. Маленькая вселенная на столе вызывала какой-то сложноописуемый поток переживаний, ощущение чего-то по-настоящему важного.
Пик моего детского увлечения, пришелся на период, когда в наш класс пришел новый ученик, у которого тоже был аквариум на 30л. Мы быстро с ним сдружились, ездили вместе в зоомагазин, а главное, ходили за город ловить живой корм. Признаюсь, я до сих пор неравнодушен к флоре и фауне лесных луж. А тогда мы казались себе настоящими исследователями. Я неплохо тогда выучил классификацию всего царства животных, но растениями почему-то не интересовался. Но время шло, после шестого класса друг уехал с родителями в Москву, оставив мне свой аквариум в подарок. Постепенно меня затянули другие интересы, и увлечение сошло на нет. Осталось только то самое ощущение волшебства, которое говорило, что рано или поздно у меня аквариум опять будет.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2004 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Повторно я вернулся к аквариуму уже после окончания института, когда у меня появилось собственное постоянное жилье. Это была отвратительно склеенная 100-литровая банка из оргстекла, которую я купил у первого попавшегося мужика около зоомагазина. Это можно назвать первым аквариумом номер 2. В сознательном возрасте уже хотелось делать все правильно, поэтому засел за книги. Начал опять с рыб, пытался кого-то разводить, держал самые разные виды. Растения тоже присутствовали и даже как-то жили, т.к. была крышка с лампочками. Серьезно заняться растениями меня подтолкнула одна страница из книги А.Кочетова "Декоративное рыбоводство". На этой странице было несколько снимков голландских аквариумов. Был поражен как вообще такое может быть? Я привык видеть заросший "бородой" аквариум с несколькими полуживыми травинками, а тут пышущая роскошной зеленью невероятная клумба. С этого момента я потихоньку перешел к серьезному содержанию растений.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2005 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Я знаю, что сегодня Вы стремитесь максимально автоматизировать все работы по обслуживанию аквариума. Вы не боитесь доверять электронике и машине. Поясню мысль. В четвертом выпуске «Аква-Журнала» Такаси Амано рассказывает животрепещущую историю о том, как он однажды уморил любимых рыб, понадеявшись на ph-контроллер. Впоследствии, он снял с производства этот прибор и подчеркнул, что он лично не доверяет настолько электронике, чтоб продавать эти приборы и брать ответственность за возможные проблемы своих клиентов. Амано лукавит или не все так страшно с автоматикой, как может намалявать рука Мастера? Что именно у Вас «на автомате»?
К.К.: По сравнению с настоящим педантичным японцем, любая автоматика – вещь ненадежная, . :) но если сравнивать со мной, образцом надежности покажется даже Windows 95. Для меня совершенно нереально вовремя по утрам включать свет и углекислый газ, а особенно вовремя выключать это все вечером: я возвращаюсь домой в неопределенное время.
Подход к автоматике должен быть разумным. Самое опасное на мой взгляд решение – подключить все аквариумные электроприборы к одному компьютеру. Я предпочитаю множество отдельных независимых устройств. Все должно работать максимально просто, иметь минимум элементов и использовать естественные физические принципы. К примеру, естественный ток воды сверху вниз значительно надежнее закачки насосом снизу вверх. По крайней мере, один автоматический прибор без особого опасения используют практически все аквариумисты, хотя это самый опасный прибор – это грелка с терморегулятором (не знаю, использует ли терморегуляторы Амано). Если грелка перестанет отключаться, можно получить рыбный суп. Естественный физический подход здесь – так подобрать мощность обогревателя, чтобы даже при постоянном включении температура воды не достигла опасных значений. Собственно, вся моя автоматика - это свет по таймеру, углекислый газ по таймеру (я тоже не использую и не хочу использовать pH-контроллер, поскольку не считаю pH-электрод надежным стабильным устройством непрерывного действия), автоматический дозатор удобрений и терморегулятор. Еще у меня постоянная протока, которую тоже можно назвать автоматом для подмены воды.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2006 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение.
Хорошо, :) давайте поговорим о протоке. Какие преимущества дает эта конструкция, какие недостатки и как найти компромисс между этими полюсами?
К.К.: Преимуществ много: постоянный состав воды (если такова вода в водопроводе), отсутствие необходимости подмен, длительная автономная жизнь аквариума без обслуживания (мне это важно, поскольку бывают командировки), ненапряжное снабжение микроэлементами, постоянный уровень воды в аквариуме.
Недостатки - невозможность поменять состав воды. У меня в водопроводе GH - 12, kH-5. Поэтому некоторые растения выращивать затруднительно, хотя, вкачивая огромное количество газа получалось удовлетворительно содержать даже тонины, но я решил не мучиться и от подобных растений отказаться. Еще протока (круглосуточная, как у меня) теоретически несет опасность затопления соседей. Я использую только предельно надежный вариант с отверстием для слива в боковой стенке аквариума. Систем с переливным сифоном боюсь. Вода должна течь только вниз как в канализации, тогда все будет нормально. Водопровод под высоким давлением я к аквариуму не провожу: все регулирующие поток краны находятся на кухне. Вода подводится по принципу "трубка в трубке", т.е. заливная 5-мм трубочка проходит внутри сливного шланга. В случае ее обрыва вода просто будет напрямую уходить в канализацию. Протока у меня работает уже около 8 лет, происшествий не было ни разу.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2007 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Вернемся к акваскейпингу. Вы уже пять лет участвуете в конкурсе IAPLC и получаете хороший рейтинг. Поменялось ли за это время Ваше отношение к этому конкурсу?
К.К.: Я узнал о конкурсе из статей С.Кочетова в журнале "Аквариум". К тому времени проблем с выращиванием растений у меня уже не было. А на снимках конкурсных аквариумов я увидел не просто замечательно растущую траву, а некий вид искусства. И понял, что обязательно в этом конкурсе приму участие. Да этого я уже участвовал, и успешно, в небольшом конкурсе, организованном Михаилом Дубиновским, многим известным под ником "Миклуха" (http://www.msaqua.com/). Отношение к конкурсу не менялось, менялось собственное представление о красивом аквариуме. Первый мой аквариум, снимок которого я послал на IAPLC, был скорее голландским. Постепенно процент засаженности растениями уменьшался и появлялась любовь к свободным пространствам.
Что Вас мотивирует снова и снова готовить аквариум к идеальному состоянию во всем – от композиции до состояния растений. Ведь многие любители просто довольствуются «хорошим ростом самодостаточных, по сути своей, растений и не заморачиваются с дизайном»?
К.К.: Я по природе довольно ленив, а участие в конкурсе - один из поводов побороть лень и привести аквариум в образцовое состояние. Ну и есть некое творческое самовыражение. Хотя к своим художественным способностям отношусь довольно скептически. А еще, хорошо оформленный и удачно заросший природный аквариум иногда возвращает то свежее детское ощущение волшебства.
Константин, как Вы считаете, появятся ли конкурсы, подобные IAPLC и у нас (даже не знаю как назвать эту территорию, наверное, СНГ)?
К.К.: Сложно сделать конкурс подобного масштаба, поскольку для этого на упомянутой территории нет достаточного количества любителей акваскейпинга. Если это дело будет развиваться, то такой возможности не исключаю.
Что на Ваш взгляд тормозит развитие акваскейпинга в России, например (и есть ли этот процесс – «торможения» – может это такая особенность развития, из серии «национальных»)
К.К.: Только то, что пока у основной массы аквариумистов нет интереса к подобному занятию. Особого спроса на "природный растительный стиль" среди людей, заказывающих оформление аквариумов тоже нет, следовательно, - нет достаточной финансовой поддержки.
Расскажите о конкурсном аквариуме этого года. Как создавался, были ли сложности.
К.К.: Сложность была. Обычно я делаю новый дизайн в длинные новогодние праздники с расчетом получить в апреле-мае приемлемый для фотографирования аквариум. В этом году под новый год началась странная беда со всеми растениями. Я так и не выяснил причину. Вероятно в водопроводной воде были какие-то неправильные добавки, и моя обычно безотказная проточная система сыграла злую шутку. Хотя в это же время проблемы были у коллег, использующих осмосную воду, так что причину я не выяснил. К счастью где-то в середине февраля все нормализовалось и я успел вырастить картинку, правда немного отличающуюся от задуманной.
"The romantic hill", Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2008 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Какова идея композиции, какие задачи ставили?
В композиции хотелось добиться эффекта большой глубины пространства и романтического настроения. С названием я обычно испытываю проблемы и мучительно придумываю в последний момент перед отправкой снимка на конкурс. Когда задумываю скейп, никак его обычно не называю. Мне для восприятия достаточно изображения, когда разглядываю чужие аквариумы, обычно тоже названием композиции не интересуюсь.
Как, кстати, называется работа?
К.К.: При самой отправкой на конкурс 2008, посидев некоторое время, придумал назвать работу "The romantic hill". С названиями как-то сложно :)
Константин, довольны ли Вы рейтингом этого года. Я видела Вашу работу до отправки на конкурс и, признаюсь, почти не узнала ее в каталоге. Японцы очень изменили цвет и картинка, настроение тоже изменились. И вообще, что Вы думаете о всей этой процедуре судейства, поделитесь мыслями?
К.К.: Рейтингом этого года не доволен, поскольку мне казалось, что по сравнению с предыдущими годами я выдал более интересную вещь. О судействе у меня всегда одно и тоже мнение: нормальный человек физически не способен единообразно отсудить более тысячи работ. В процессе судейства степень его строгости будет меняться от времени суток, усталости, сытости, настроения, количества просмотренных в течение дня работ. Еще слышал я такую версию, что международная команда судей оценивает только первые 100 или 127 работ, предварительно отобранные работниками ADA. В этом случае вероятность попасть в сотню может зависеть от того, к какому именно сотруднику попала та или другая работа. Что в том, что в другом случае более-менее объективный рейтинг складывается только у первой сотни работ, дальше накладывается существенный процент случайности.
Какие растения использованы в этом аквариуме, какие рыбы здесь живут?
К.К.: Список растений такой: Anubias bartery nana "bonsai" Blyxa japonica Bolbitis heudelotii Cyperus helfery Didiplis diandra Glossostigma elatinoides Vesicularia dubyana Rotala pusilla Microsorum pteropus “narrow” (не очень он, правда, "narrow", скорее просто мелкий) Blyxa japonica Blyxa auberti
Рыб в этом аквариуме много - несколько сотен. В основном расборы и харацинка. SAE присутствуют обязательно. Обычно мои аквариумы заселены сравнительно плотно. Несмотря на то, что в первую очередь меня интересует дизайн, к рыбам я по-прежнему неравнодушен.
Напомню, что мы говорим об аквариуме, фотография которого участвовала в IAPLC 2008 года. Я вижу здесь несколько новых, незнакомых и довольно редких растений. Вы стремитесь сочетать традиционные для акваскейпа растения и непростые и харАктерные травы? Вы любите рисковать и экспериментировать? Что для Вас важнее – выразительный пейзаж или ботанические наблюдения? Кто Вы больше – художник или ботаник?
К.К.: Уж точно, что не ботаник, хотя любопытные биологические события стараюсь не пропускать. Если растение перешло в сухую форму по моему недосмотру и лени, то обычно стараюсь добиться цветения. Просто из любопытства.
Особо капризные растения не применяю, лучше более простое, но хорошо растущее. Но если хорошо растет новое и редкое, то почему бы и не использовать? Художником хотелось бы быть, но пока таковым себя не считаю.
Перед созданием пейзажа создаете ли Вы эскиз? Следуете ли ему потом?
К.К.: Эскиз на бумаге рисую всегда. Естественно, стараюсь ему следовать. Но всегда в значительной степени природа делает по-своему, и приходится с ней соглашаться. У нас же "природный аквариум" :). Поскольку до кондиционного состояния аквариум обычно развивается несколько месяцев, за такой большой срок замысел может несколько поменяться.
С какими растениями Вы предпочитаете работать? Есть ли у Вас список «завсегдатаев» Ваших аквариумов?
К.К.: Глоссостигма, хемиантус (обычный, не "Куба"), дидиплис диантра, таиладский папоротник, яванский мох. Это присутствует всегда. Остальное по настроению. Каждый год обычно что-то новое появляется.
Я знаю, что иногда Вы оставляете свои аквариумы почти на полный «автопилот» в течение месяца. Они Вас удивляют по возвращению?
К.К.: Это, к сожалению, правда. Я довольно загружен основной работой и, как уже говорил, несколько ленив. Поэтому регулярное обслуживание аквариумов для меня нереально. Иногда вообще приходится уехать на длительное время: в командировку или отпуск. Прополкой занимаюсь, когда уже некуда деваться. Многие растения к этому моменту уже перешли в сухую форму и даже зацвели. Я уже видел, как цветет большая часть длинностебельки. Протока и автоматика очень помогают мне в таких случаях. Даже при долгом отсутствии удается избежать особых потерь растений и животных.
С удовольствием «включаю» картинки ;)
Эйхорния цветет, фото Константина Кучеренко
Кардамин вышел на поверхность, фото Константина Кучеренко
Цветок водного банана, фото Константина Кучеренко
Что Вы считаете залогом стабильной аквасистемы, какие факторы желательны и обязательны?
К.К.: Не скажу ничего особо нового. Если биологическая нагрузка компенсируется обменом с внешней средой, то система сколь угодно долго может быть стабильной. Взаимодействие с внешней средой - это приток энергии (свет, тепло, корм), поступление нужных веществ (углерод, макро и микроэлементы), подмены воды, а также удаление лишних, непригодных для потребления веществ. Я предпочитаю такие сильно открытые системы, типа прибрежная заводь реки, постоянно несущей мощный поток чистой воды. Такие аквариумы можно в неизменном виде содержать бесконечно долго, пока не надоест. Однако, можно сделать стабильной относительно замкнутую систему, ограничившись притоком световой энергии, преобразованием ее в конце концов в тепло и выделением в виде теплового излучения или в теплообмена в окружающую среду. Такой системой является наша Земля. По сути, если не обращать внимание на метеоритное вещество, наша земная биосистема получает извне только солнечный свет и рассеивает тепловое излучение в космос. Печально известные в нашей торговле герметичные сферы с гидробионтами - неудачная попытка сделать что-то подобное в объеме трех литров.
Никогда не применял на практике, но охотно верю в существование аквариумов, где ничего не удаляется, только кормится рыба и доливается вода взамен испарившейся. Но во-первых, умершая рыба все же вынимается, во-вторых, биологическая интенсивность такого водоема обычно не очень высока (слабый свет, медленные растения, ограниченное количество рыб). Рано или поздно в таком аквариуме нескомпенсированный приток веществ все равно приводит к необходимости перезапуска.
Константин, спасибо Вам большое за искренней и очень увлекательный рассказ и за то, что нашли время для интервью. Напоследок, еще одна наша традиция: Ваши пожелания коллегам и интересующимся.
К.К.: Основное пожелание для акваскейперов - чтобы нас стало больше :).
Еще пожелание - не зацикливаться на биологический аспектах содержания растений. Не нужно бесконечно мусолить разные виды травы, удобрений, альгицидов и.т.д. Это чисто технический вопрос, достаточно воспользоваться любой проверенной методикой, аккуратно ей следовать, и все будет расти. Я призываю основные усилия сосредоточить на художественной части аквадизайна. Для этого лучше читать не книги по аквариумистике, а книги по композиции в живописи и фотографии, посещать художественные и фотовыставки (и не обязательно на пейзажно-водную тему). Дополнительную пользу принесет ознакомление с особенностями Японской эстетики, имеющей ряд отличий от принятой среди европейцев. Быстрее всего хороший аквадизайнер получается из художника, а не из биолога-аквариумиста.
Задать вопросы и обсудить интервью можно на форуме aquaplants
Константин Кучеренко. Несомненно, это одно самых известных имен в мире российского аква-дизайна. Многократное участие в самом престижном конкурсе IAPLC и каждый год - стабильно высокие места. Работы этого Мастера увлекательны, точны в сбалансированных ньюансах и чисты в исполнении.
Читайте весь материал на сайте Nature Aqua Technology Art.
Константин Кучеренко,( Konstantin_K) Россия, Москва
Вдохновение…Когда я начинала этот проект, я писала о том, что мне бы хотелось поделиться тем вдохновением, открытиями и идеями, которые появились в моей жизни после виртуального знакомства с акваскейперами - талантливыми и увлеченными людьми, которые довели свое увлечение аквариумом до уровня искусства. Именно поделиться. Потому как держать это в себе просто невозможно :). Говорят, что вдохновение – это то, что дается свыше. Возможно, и даже уверена, что это так и есть, но и то, что оно приходит и от людей – также неоспоримо. И логично было бы предположить, что к людям оно и возвращается. ;).
Константин Кучеренко. К этому имени я относилась с осторожностью. Его работы, состояние растений, мастерство подачи материала, т.е. качество самого фото, да еще вкупе с интеллигентным, тактичным и профессиональным рассказом, все это сдерживало меня и оттягивало момент нового интервью. Честно скажу, это для меня человек-загадка. Слово «сложный» как появилось ассоциативно в эпилоге проекта, так и прошило красной нитью весь материал. «Сложные, завораживающие внутренней логической структурой, с многочисленными ловушками для взгляда аквариумы К.Кучеренко... мне очень интересно, кто же этот человек?» . Я сейчас еще меньше знаю, кто он :) Правда ;)
Линдерния цветет, фото К. Кучеренко
Здравствуйте, Константин. Интервью – это такая, все-таки традиционная вещь, а в традициях есть много хорошего и ожидаемого. Например, наши интервью всегда начитаются с личных вопросов. Расскажите о себе. Как все начиналось? С сааамого первого аквариума начните, помните его? Уверена, что да :) расскажите.
К.К.: Все началось в довольно глубоком детстве, когда я учился еще в начальных классах в г.Свердловске. Аквариум (уж не знаю откуда) был у моего деда - страстного рыбака, а совсем не аквариумиста. Это был старый 20-литровый каркасный водоемчик, где периодически появлялись разные карасики и пескарики, которых которые не подходили для гастрономического применения из-за маленьких размеров. Сложно сказать, до какого возраста рыбы доживали в таких условиях, поскольку в детстве время течет по-другому, и отпечатавшийся в сознании длинный и важный отрезок времени в реальности оказывается каким-то месяцем. Кроме речных пленников какое-то время там плавала золотая рыбка, видимо кем-то подаренная. Еще вроде бы там рос роголистник из пруда. Аквариум каким-то образом перешел в мое пользование, когда я был в 3-ем классе. Уже не помню, почему я проявил самостоятельный интерес к этому делу. Первых рыбок принесла с работы моя мама: у них в помещении КБ стояла баночка литров на 15, причем вертикальной конструкции с дном 10х10см, в оригинале являвшаяся цельностеклянным корпусом какого-то аккумулятора. Грунта там не было, а просто лежала довольно крупная галька. В банке, стоявшей прямо на подоконнике, жили беспородные гуппи и валлиснерия. Освещения, обогрева и фильтрации не было. Этот микробиоценоз был удивительно стабильным и процветающим. Раз в пару месяцев приходилось снимать богатый урожай рыб и валлиснерии. Один из очередных урожаев и попал ко мне. Гуппи более-менее жили, валлиснерия же не очень: освещения тоже не было, а окно находилось далековато. Потом в небольших количествах появлялись другие рыбы, которых дарили разные родственники. Постепенно аквариум превратился в детскую страсть. Подселение любого нового питомца вызывало бурный восторг, еще большую радость приносило появление мальков у какой-нибудь гуппи или меченосца. В свою очередь гибель или болезнь воспринимались как трагедия и слезы. Главное чувство, оставшееся с тех времен - ощущение прикосновения к какому-то невероятному волшебству. Маленькая вселенная на столе вызывала какой-то сложноописуемый поток переживаний, ощущение чего-то по-настоящему важного.
Пик моего детского увлечения, пришелся на период, когда в наш класс пришел новый ученик, у которого тоже был аквариум на 30л. Мы быстро с ним сдружились, ездили вместе в зоомагазин, а главное, ходили за город ловить живой корм. Признаюсь, я до сих пор неравнодушен к флоре и фауне лесных луж. А тогда мы казались себе настоящими исследователями. Я неплохо тогда выучил классификацию всего царства животных, но растениями почему-то не интересовался. Но время шло, после шестого класса друг уехал с родителями в Москву, оставив мне свой аквариум в подарок. Постепенно меня затянули другие интересы, и увлечение сошло на нет. Осталось только то самое ощущение волшебства, которое говорило, что рано или поздно у меня аквариум опять будет.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2004 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Повторно я вернулся к аквариуму уже после окончания института, когда у меня появилось собственное постоянное жилье. Это была отвратительно склеенная 100-литровая банка из оргстекла, которую я купил у первого попавшегося мужика около зоомагазина. Это можно назвать первым аквариумом номер 2. В сознательном возрасте уже хотелось делать все правильно, поэтому засел за книги. Начал опять с рыб, пытался кого-то разводить, держал самые разные виды. Растения тоже присутствовали и даже как-то жили, т.к. была крышка с лампочками. Серьезно заняться растениями меня подтолкнула одна страница из книги А.Кочетова "Декоративное рыбоводство". На этой странице было несколько снимков голландских аквариумов. Был поражен как вообще такое может быть? Я привык видеть заросший "бородой" аквариум с несколькими полуживыми травинками, а тут пышущая роскошной зеленью невероятная клумба. С этого момента я потихоньку перешел к серьезному содержанию растений.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2005 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Я знаю, что сегодня Вы стремитесь максимально автоматизировать все работы по обслуживанию аквариума. Вы не боитесь доверять электронике и машине. Поясню мысль. В четвертом выпуске «Аква-Журнала» Такаси Амано рассказывает животрепещущую историю о том, как он однажды уморил любимых рыб, понадеявшись на ph-контроллер. Впоследствии, он снял с производства этот прибор и подчеркнул, что он лично не доверяет настолько электронике, чтоб продавать эти приборы и брать ответственность за возможные проблемы своих клиентов. Амано лукавит или не все так страшно с автоматикой, как может намалявать рука Мастера? Что именно у Вас «на автомате»?
К.К.: По сравнению с настоящим педантичным японцем, любая автоматика – вещь ненадежная, . :) но если сравнивать со мной, образцом надежности покажется даже Windows 95. Для меня совершенно нереально вовремя по утрам включать свет и углекислый газ, а особенно вовремя выключать это все вечером: я возвращаюсь домой в неопределенное время.
Подход к автоматике должен быть разумным. Самое опасное на мой взгляд решение – подключить все аквариумные электроприборы к одному компьютеру. Я предпочитаю множество отдельных независимых устройств. Все должно работать максимально просто, иметь минимум элементов и использовать естественные физические принципы. К примеру, естественный ток воды сверху вниз значительно надежнее закачки насосом снизу вверх. По крайней мере, один автоматический прибор без особого опасения используют практически все аквариумисты, хотя это самый опасный прибор – это грелка с терморегулятором (не знаю, использует ли терморегуляторы Амано). Если грелка перестанет отключаться, можно получить рыбный суп. Естественный физический подход здесь – так подобрать мощность обогревателя, чтобы даже при постоянном включении температура воды не достигла опасных значений. Собственно, вся моя автоматика - это свет по таймеру, углекислый газ по таймеру (я тоже не использую и не хочу использовать pH-контроллер, поскольку не считаю pH-электрод надежным стабильным устройством непрерывного действия), автоматический дозатор удобрений и терморегулятор. Еще у меня постоянная протока, которую тоже можно назвать автоматом для подмены воды.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2006 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение.
Хорошо, :) давайте поговорим о протоке. Какие преимущества дает эта конструкция, какие недостатки и как найти компромисс между этими полюсами?
К.К.: Преимуществ много: постоянный состав воды (если такова вода в водопроводе), отсутствие необходимости подмен, длительная автономная жизнь аквариума без обслуживания (мне это важно, поскольку бывают командировки), ненапряжное снабжение микроэлементами, постоянный уровень воды в аквариуме.
Недостатки - невозможность поменять состав воды. У меня в водопроводе GH - 12, kH-5. Поэтому некоторые растения выращивать затруднительно, хотя, вкачивая огромное количество газа получалось удовлетворительно содержать даже тонины, но я решил не мучиться и от подобных растений отказаться. Еще протока (круглосуточная, как у меня) теоретически несет опасность затопления соседей. Я использую только предельно надежный вариант с отверстием для слива в боковой стенке аквариума. Систем с переливным сифоном боюсь. Вода должна течь только вниз как в канализации, тогда все будет нормально. Водопровод под высоким давлением я к аквариуму не провожу: все регулирующие поток краны находятся на кухне. Вода подводится по принципу "трубка в трубке", т.е. заливная 5-мм трубочка проходит внутри сливного шланга. В случае ее обрыва вода просто будет напрямую уходить в канализацию. Протока у меня работает уже около 8 лет, происшествий не было ни разу.
Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2007 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Вернемся к акваскейпингу. Вы уже пять лет участвуете в конкурсе IAPLC и получаете хороший рейтинг. Поменялось ли за это время Ваше отношение к этому конкурсу?
К.К.: Я узнал о конкурсе из статей С.Кочетова в журнале "Аквариум". К тому времени проблем с выращиванием растений у меня уже не было. А на снимках конкурсных аквариумов я увидел не просто замечательно растущую траву, а некий вид искусства. И понял, что обязательно в этом конкурсе приму участие. Да этого я уже участвовал, и успешно, в небольшом конкурсе, организованном Михаилом Дубиновским, многим известным под ником "Миклуха" (http://www.msaqua.com/). Отношение к конкурсу не менялось, менялось собственное представление о красивом аквариуме. Первый мой аквариум, снимок которого я послал на IAPLC, был скорее голландским. Постепенно процент засаженности растениями уменьшался и появлялась любовь к свободным пространствам.
Что Вас мотивирует снова и снова готовить аквариум к идеальному состоянию во всем – от композиции до состояния растений. Ведь многие любители просто довольствуются «хорошим ростом самодостаточных, по сути своей, растений и не заморачиваются с дизайном»?
К.К.: Я по природе довольно ленив, а участие в конкурсе - один из поводов побороть лень и привести аквариум в образцовое состояние. Ну и есть некое творческое самовыражение. Хотя к своим художественным способностям отношусь довольно скептически. А еще, хорошо оформленный и удачно заросший природный аквариум иногда возвращает то свежее детское ощущение волшебства.
Константин, как Вы считаете, появятся ли конкурсы, подобные IAPLC и у нас (даже не знаю как назвать эту территорию, наверное, СНГ)?
К.К.: Сложно сделать конкурс подобного масштаба, поскольку для этого на упомянутой территории нет достаточного количества любителей акваскейпинга. Если это дело будет развиваться, то такой возможности не исключаю.
Что на Ваш взгляд тормозит развитие акваскейпинга в России, например (и есть ли этот процесс – «торможения» – может это такая особенность развития, из серии «национальных»)
К.К.: Только то, что пока у основной массы аквариумистов нет интереса к подобному занятию. Особого спроса на "природный растительный стиль" среди людей, заказывающих оформление аквариумов тоже нет, следовательно, - нет достаточной финансовой поддержки.
Расскажите о конкурсном аквариуме этого года. Как создавался, были ли сложности.
К.К.: Сложность была. Обычно я делаю новый дизайн в длинные новогодние праздники с расчетом получить в апреле-мае приемлемый для фотографирования аквариум. В этом году под новый год началась странная беда со всеми растениями. Я так и не выяснил причину. Вероятно в водопроводной воде были какие-то неправильные добавки, и моя обычно безотказная проточная система сыграла злую шутку. Хотя в это же время проблемы были у коллег, использующих осмосную воду, так что причину я не выяснил. К счастью где-то в середине февраля все нормализовалось и я успел вырастить картинку, правда немного отличающуюся от задуманной.
"The romantic hill", Константин Кучеренко, Россия, Москва, IAPLC-2008 г. Нажмите на фото, чтобы увидеть большое изображение
Какова идея композиции, какие задачи ставили?
В композиции хотелось добиться эффекта большой глубины пространства и романтического настроения. С названием я обычно испытываю проблемы и мучительно придумываю в последний момент перед отправкой снимка на конкурс. Когда задумываю скейп, никак его обычно не называю. Мне для восприятия достаточно изображения, когда разглядываю чужие аквариумы, обычно тоже названием композиции не интересуюсь.
Как, кстати, называется работа?
К.К.: При самой отправкой на конкурс 2008, посидев некоторое время, придумал назвать работу "The romantic hill". С названиями как-то сложно :)
Константин, довольны ли Вы рейтингом этого года. Я видела Вашу работу до отправки на конкурс и, признаюсь, почти не узнала ее в каталоге. Японцы очень изменили цвет и картинка, настроение тоже изменились. И вообще, что Вы думаете о всей этой процедуре судейства, поделитесь мыслями?
К.К.: Рейтингом этого года не доволен, поскольку мне казалось, что по сравнению с предыдущими годами я выдал более интересную вещь. О судействе у меня всегда одно и тоже мнение: нормальный человек физически не способен единообразно отсудить более тысячи работ. В процессе судейства степень его строгости будет меняться от времени суток, усталости, сытости, настроения, количества просмотренных в течение дня работ. Еще слышал я такую версию, что международная команда судей оценивает только первые 100 или 127 работ, предварительно отобранные работниками ADA. В этом случае вероятность попасть в сотню может зависеть от того, к какому именно сотруднику попала та или другая работа. Что в том, что в другом случае более-менее объективный рейтинг складывается только у первой сотни работ, дальше накладывается существенный процент случайности.
Какие растения использованы в этом аквариуме, какие рыбы здесь живут?
К.К.: Список растений такой: Anubias bartery nana "bonsai" Blyxa japonica Bolbitis heudelotii Cyperus helfery Didiplis diandra Glossostigma elatinoides Vesicularia dubyana Rotala pusilla Microsorum pteropus “narrow” (не очень он, правда, "narrow", скорее просто мелкий) Blyxa japonica Blyxa auberti
Рыб в этом аквариуме много - несколько сотен. В основном расборы и харацинка. SAE присутствуют обязательно. Обычно мои аквариумы заселены сравнительно плотно. Несмотря на то, что в первую очередь меня интересует дизайн, к рыбам я по-прежнему неравнодушен.
Напомню, что мы говорим об аквариуме, фотография которого участвовала в IAPLC 2008 года. Я вижу здесь несколько новых, незнакомых и довольно редких растений. Вы стремитесь сочетать традиционные для акваскейпа растения и непростые и харАктерные травы? Вы любите рисковать и экспериментировать? Что для Вас важнее – выразительный пейзаж или ботанические наблюдения? Кто Вы больше – художник или ботаник?
К.К.: Уж точно, что не ботаник, хотя любопытные биологические события стараюсь не пропускать. Если растение перешло в сухую форму по моему недосмотру и лени, то обычно стараюсь добиться цветения. Просто из любопытства.
Особо капризные растения не применяю, лучше более простое, но хорошо растущее. Но если хорошо растет новое и редкое, то почему бы и не использовать? Художником хотелось бы быть, но пока таковым себя не считаю.
Перед созданием пейзажа создаете ли Вы эскиз? Следуете ли ему потом?
К.К.: Эскиз на бумаге рисую всегда. Естественно, стараюсь ему следовать. Но всегда в значительной степени природа делает по-своему, и приходится с ней соглашаться. У нас же "природный аквариум" :). Поскольку до кондиционного состояния аквариум обычно развивается несколько месяцев, за такой большой срок замысел может несколько поменяться.
С какими растениями Вы предпочитаете работать? Есть ли у Вас список «завсегдатаев» Ваших аквариумов?
К.К.: Глоссостигма, хемиантус (обычный, не "Куба"), дидиплис диантра, таиладский папоротник, яванский мох. Это присутствует всегда. Остальное по настроению. Каждый год обычно что-то новое появляется.
Я знаю, что иногда Вы оставляете свои аквариумы почти на полный «автопилот» в течение месяца. Они Вас удивляют по возвращению?
К.К.: Это, к сожалению, правда. Я довольно загружен основной работой и, как уже говорил, несколько ленив. Поэтому регулярное обслуживание аквариумов для меня нереально. Иногда вообще приходится уехать на длительное время: в командировку или отпуск. Прополкой занимаюсь, когда уже некуда деваться. Многие растения к этому моменту уже перешли в сухую форму и даже зацвели. Я уже видел, как цветет большая часть длинностебельки. Протока и автоматика очень помогают мне в таких случаях. Даже при долгом отсутствии удается избежать особых потерь растений и животных.
С удовольствием «включаю» картинки ;)
Эйхорния цветет, фото Константина Кучеренко
Кардамин вышел на поверхность, фото Константина Кучеренко
Цветок водного банана, фото Константина Кучеренко
Что Вы считаете залогом стабильной аквасистемы, какие факторы желательны и обязательны?
К.К.: Не скажу ничего особо нового. Если биологическая нагрузка компенсируется обменом с внешней средой, то система сколь угодно долго может быть стабильной. Взаимодействие с внешней средой - это приток энергии (свет, тепло, корм), поступление нужных веществ (углерод, макро и микроэлементы), подмены воды, а также удаление лишних, непригодных для потребления веществ. Я предпочитаю такие сильно открытые системы, типа прибрежная заводь реки, постоянно несущей мощный поток чистой воды. Такие аквариумы можно в неизменном виде содержать бесконечно долго, пока не надоест. Однако, можно сделать стабильной относительно замкнутую систему, ограничившись притоком световой энергии, преобразованием ее в конце концов в тепло и выделением в виде теплового излучения или в теплообмена в окружающую среду. Такой системой является наша Земля. По сути, если не обращать внимание на метеоритное вещество, наша земная биосистема получает извне только солнечный свет и рассеивает тепловое излучение в космос. Печально известные в нашей торговле герметичные сферы с гидробионтами - неудачная попытка сделать что-то подобное в объеме трех литров.
Никогда не применял на практике, но охотно верю в существование аквариумов, где ничего не удаляется, только кормится рыба и доливается вода взамен испарившейся. Но во-первых, умершая рыба все же вынимается, во-вторых, биологическая интенсивность такого водоема обычно не очень высока (слабый свет, медленные растения, ограниченное количество рыб). Рано или поздно в таком аквариуме нескомпенсированный приток веществ все равно приводит к необходимости перезапуска.
Константин, спасибо Вам большое за искренней и очень увлекательный рассказ и за то, что нашли время для интервью. Напоследок, еще одна наша традиция: Ваши пожелания коллегам и интересующимся.
К.К.: Основное пожелание для акваскейперов - чтобы нас стало больше :).
Еще пожелание - не зацикливаться на биологический аспектах содержания растений. Не нужно бесконечно мусолить разные виды травы, удобрений, альгицидов и.т.д. Это чисто технический вопрос, достаточно воспользоваться любой проверенной методикой, аккуратно ей следовать, и все будет расти. Я призываю основные усилия сосредоточить на художественной части аквадизайна. Для этого лучше читать не книги по аквариумистике, а книги по композиции в живописи и фотографии, посещать художественные и фотовыставки (и не обязательно на пейзажно-водную тему). Дополнительную пользу принесет ознакомление с особенностями Японской эстетики, имеющей ряд отличий от принятой среди европейцев. Быстрее всего хороший аквадизайнер получается из художника, а не из биолога-аквариумиста.
Задать вопросы и обсудить интервью можно на форуме aquaplants
на аквариуме 2008 года каким-то неестественным пятном смотрится дидиплис(?) на правом склоне холма. Мне сразу резануло. Но, это ИМХО. Задумка автора.
ОтветитьУдалить